| |||
Краткий экскурс... |
После изгнания турецких завоевателей из Северного Причерноморья в 1792-1793 гг. на территории нынешнего парка имени Т.Г.Шевченко была построена крепость и портовый карантин. Крепость не сохранилась, но стены и башня карантина, примыкавшие к возведенной крепости, существуют и поныне.
2 сентября 1794 года началось строительство порта и города. Спустя несколько месяцев, в начале 1795 года, на основании названия греческого поселения Одесосс, когда-то находившегося не левом берегу Тилигульского лимана, Качибей (Гаджибей, Хаджибей) был переименован в Одессу. С первых дней существования города начали действовать таможня и карантин, с 1795 года - магистрат, исполнительным органом которого стала с 1796 года шестигласная дума. В 1797 -1802 гг. Одесса входила в состав Новороссийской губернии, а в 1805 году стала центром Новороссийского края, которым и была до 1874 года. Строился город довольно быстро, и в 1803 году был выделен со своими окраинами в отдельную административно-территориальную единицу - Одесское градоначальство. Процесс дальнейшего восхождения города несколько затормозился при императоре Павле, который в конце 1796 и 30 марта 1797 г. издал неблагоприятные для Одессы приказы: "Одесский порт по неудобности его, - значилось в приказе от 30 марта 1797 года, - не будет отделываться на такой конец, чтобы быть ему военным портом..., а окончатся только начатые строением...".9 января 1800 года магистрат отметил, что "со временем может прекратиться и распространяющаяся (здесь) торговля". Положение существенно изменилось, когда в 1800 году на престол вступил Александр Первый. Город снова пошел в рост, начал строить великолепные дома, благоустраиваться. Исключительно важную роль в развитии города сыграли его градоначальники: А.Ришелье (1803-1814), А.Ланжерон (1814-1823), князь М.Воронцов (1823-1844). В этот период были сооружены многие дворцы и особняки, общественные здания, которые и образовали великолепные архитектурные ансамбли. Приморский бульвар, Потемкинская лестница и поныне вызывают восхищение. Уже при А.Ланжероне Одесса стала играть главную роль в Украине и на юге России в продвижении на зарубежные рынки В 1815 году на Одессу приходилось свыше половины грузооборота всех черноморских и азовских портов. Введение в 1819 году порто-франко - свободного беспошлинного ввоза и хранения импортных товаров - весьма благоприятно сказалось на жизни и развитии города. Просуществовав 40 лет оно положительно влияло на рост торговли, увеличение оборотов, в частности, экспортных. В 1830-1850 годах Одесский порт становится самым большим портом на Черном море и в Российской империи по вывозу пшеницы. В 1811-1812 гг. и в конце 20-х годов XIX века Одесса пережила тяжелое время в связи с русско-турецкой войной и вспышками чумы, а в 1833 году - из-за страшного неурожая. Но вскоре поправилась, увеличила свои торговые обороты, быстро росло количество населения. Уже в 1829 году здесь проживало 53 тысячи человек, а в 1859-м насчитывалось 111 тысяч. В составе населения преобладали украинцы и русские. Много было также болгар, молдаван, греков, итальянцев, французов и др. Применению порто-франко принадлежит большая роль в развитии торговли и росте города, но оно явилось серьезным тормозом промышленного развития и в 1859 году было отменено. Городские власти большое внимание уделяли внешнему облику Одессы - "южному окну Российской империи в Европу". Она - один из немногих городов Украины, который строился по заранее (и удачно) разработанному плану. В его основу легли разработки Ф.Деволана, осуществляемые с 1803 года с небольшими изменениями. Город сооружен с прямоугольной сетью улиц, с выделением основных магистралей и площадей. Административным центром его стал Приморский бульвар - одно из красивейших мест Одессы. От него к морскому порту вниз была проложена в 1834-1841 годах уникальная лестница, получившая после революции 1917 года наименование Потемкинской (но не в честь князя Потемкина, а в честь восставшего броненосца "Потемкин"). В связи с Крымской войной 1853-1856 гг. темпы роста города несколько замедлились. Одесса оказалась в зоне боевых действий и пострадала от бомбардировок англо-французской эскадры, пытавшейся высадить в городе десант. Встретив стойкое сопротивление береговой артиллерийской батареи, эскадра вынуждена была отойти. Во второй половине XIX века развитие экономики города пошло быстрыми темпами. Этому способствовали новые производственные отношения, возникшие в стране после отмены крепостного права, рост предпринимательства. Открытие железнодорожного движения между Одессой и Балтой (1865), Елисаветградом (1869) и Киевом (1870), связавшее город с внутренними районами Украины, включило его и во всероссийскую железнодорожную сеть. А строительство Суэцского канала (1869) открыло более выгодные морские пути из Одессы к портам Южной и Восточной Азии. Российская империя получила устойчивую связь с Дальним Востоком. Все это заметно сказалось на росте грузооборота Одесского порта. Если в 1862 году через него прошло товаров на 37 миллионов рублей, то в 1893 - на 128 миллионов. В 1903 году грузооборот достиг 174 миллионов рублей. Одесса стала вторым портом Российской империи после Петербурга. Порт был значительно расширен и технически переоборудован. Возрастает в жизни Одессы и роль промышленности. К 1900 году количество промышленных предприятий достигло 486. Но все же преобладал торговый капитал. Только с появлением конкурентов - Николаевского, Херсонского и Новороссийского портов - оборот Одесского порта несколько уменьшил темпы своего роста и постепенно становился сравнимым с промышленным капиталом Одессы, который в это время усиленно шел на подъем. В ногу с развитием промышленности шагал и рост населения города. Так, если в 1875 году в нем числилось 193 тысячи человек в 1897 - 404 тысячи, то в 1914 - 669 тысяч человек. Одновременно с ростом населения во второй половине XIX и начале XX вв. интенсивно велось строительство. Возводились общественные здания, жилые дома, сооружения торговли и культурных учреждений. Построены в 1894-1907 гг.: новая биржа (ныне филармония), археологический музей, Пассаж, научная библиотека и многое, многое другое. Вдоль морского побережья от порта на юг росли дачи и виллы. В центральной части города благоустраивались улицы и площади, строились фундаментальные здания банков, гостиниц и др. Между благоустроенным центром и запущенными окраинами возник разительный контраст. Даже в наши дни многие улицы и переулки окраинных кварталов остаются неблагоустроенными. В 1873 году в торжественной обстановке был открыт водопровод Днестр-Одесса, во многом решивший проблему водоснабжения города, а в 1877 году вступила в строй канализация - первая в Российской империи. В начале XX века Одессу охватил промышленный кризис, из которого она стала выходить в 1910 году. Но вспыхнувшая в 1914 году первая мировая война резко затормозила этот процесс. Почти прекратилась внешняя торговля через порт, сократился выпуск продукции на экспорт. Чтобы понудить промышленников работать на войну, в 1915 году были созданы военно-промышленные комитеты. Приспосабливая производство к выполнению военных заказов, владельцы заводов достигли многого: увеличился, в частности, выпуск изделий металлообрабатывающей промышленности. Удельный их вес в 1917 году достиг 44 процента против 12 процентов в довоенное время. Одесса уже в первые десятилетия своего существования становится значительным культурным центром Украины. Открытый в 1817 году Ришельевский лицей в 1865 был реорганизован в Новороссийский (ныне Одесский) университет. В 1825 году создан первый в Украине музей древностей - нынешний археологический музей; в 1839 году образовано Одесское общество истории и древностей; в 1871 - была открыта астрономическая обсерватория, в 1886 - первая в Российской империи бактеорологическая станция, в 1899 - музей красных искусств, ныне художественный музей, в 1908 - первый в стране аэроклуб, в мастерской которого в 1912 году было построено около 20 аэропланов различных систем. Одесса занимает видное место в развитии театрального искусства и музыкальной культуры. Уже в 1803 году тут осуществлялись любительские театральные представления, в 1810 - открылся городской театр. В ночь на 2 января 1873 года пожар полностью уничтожил его. На том же месте в 1883-1887 гг. было возведено нынешнее здание театра оперы и балета, до сих пор принадлежащее к лучшим театральным сооружениям мира. На одесских театральных площадках наряду с итальянскими, французскими труппами выступали украинские и российские. В 1871 году здесь начал свою театральную деятельность корифей украинской сцены М.Кропивницкий, позже ставили свои спектакли известные труппы М.Старицкого и П.Саксаганского. В 1897 году открылось музыкальное училище, на базе которого в 1913 году была создана консерватория. Во второй половине XIX - начале XX вв. в Одессе жили и работали видные украинские композиторы П.Нищинский, П.Сокальский, Н.Аркас. В 1887 и 1893 гг. здесь побывал великий русский композитор П.Чайковский, чьи произведения ставились на сцене театра оперы и балета. Много сделала Одесса для развития изобразительного искусства. В 1865 году в городе действовала рисовальная школа, реорганизованная в 1885 в среднее учебное заведение, а в 1889 - в художественное училище (ныне Одесское государственное художественное училище), возглавляемое выдающимся художником и педагогом К.К.Костанди. В 1890-1922 гг. существовало Товарищество южнороссийских художников. Городу принадлежит видная роль в развитии литературы и издательского дела. Более года (с 3 июля 1823 по 31 июля 1824 гг.) в Одессе жил А.С.Пушкин, оказавший огромное влияние на литературный процесс; спустя год - с февраля по ноябрь 1825 года - жил польский поэт Адам Мицкевич. В первой половине XIX века жили и работали писатели В.Туманский, А.Подолинский, писательница Е.Ган. Дважды побывал в Одессе Н.В.Гоголь. С Одессой многие годы поддерживал связь великий украинский поэт Т.Г.Шевченко; здесь работал известный украинский библиограф и лексикоограф Ф.М.Комаров. По его инициативе в Одесском университете в 1906 году начал читать лекции по истории Украины на украинском языке М.Г.Грушевский. Неоднократно бывали в Одессе украинские писатели И.Я.Франко, Леся Украинка, М.М.Коцюбинский, русские писатели А.И.Куприн, И.А.Бунин; здесь жил и работал еврейский писатель Менделе Мойхер-Сфорим, в конце XIX века находились Шолом-Алейхем и классик болгарской литературы Иван Вазов. С Одессой связаны имена многих декабристов. Уроженцами города были декабристы А.В. и И.В.Поджио, А.О.Корнилович, Н.Я.Булгари. Здесь жили П.И.Пестель, братья СИ. и М.И.Муравьевы-Апостолы и другие. "По всему видно, - говорил император Николай Первый, - в Одессе должно быть логово заговорщиков". В 1870 году Одесса стала одним из центров народников, готовивших покушение на царя Александра Второго. Здесь в 1875 году была создана первая в Российской империи рабочая политическая организация "Южнороссийский союз рабочих, а в 1905 году сюда пришел восставший броненосец "Потемкин", В конце XIX века в Одессе впервые праздновали 1 Мая. Расширяли свою деятельность социал-демократические кружки, образовался Одесский комитет РСДРП, а в 1904 году - Южное бюро ЦК РСДРП. В годы первой русской революции Одесса становится одним из центров политической борьбы на Украине. В ноябре 1905 года был создан Одесский совет рабочих депутатов, усиливалось забастовочное движение. После февральской революции 1917 года в состав Одесского Совета рабочих депутатов вошли представители армии и флота, были созданы Совет солдатских и офицерских депутатов. Одесский Совет матросских и офицерских депутатов. Образовались Пересыпский, Слободской, Дальницкий, Железнодорожный, Александровский районные Советы. Наряду с Советами существовали местные органы Временного правительства - правительственный, военный и морской комиссариаты; в апреле создана Одесская украинская Рада - орган Центральной Рады. Как и в других районах страны, в Одессе установилось двоевластие. В ноябре-декабре шли бои между украинскими соединениями - гайдамацким кошем и большевистски настроенными красногвардейцами В январе 1918 года власть в городе перешла к Советам, но ненадолго. В марте Одессу заняли австро-немецкие войска, которые находились здесь до ноября 1918 года. После ухода австро-немецких войск Одесса перешла в подчинение Директории, но уже в конце декабря город оккупировали франко-англо-греческие войска, находившиеся здесь до апреля 1919 года, когда войско И.Григорьева, перешедшее от Директории на сторону большевиков, изгнало их. С августа 1919 года по февраль 1920 Одессу занимали войска русского генерала Деникина. 7 февраля 1920 года в город вступили части Красной Армии. Была установлена Советская власть. Одесса стала центром Одесской губернии, позднее - округа, а с 1932 года - области. Бурные события 1917-1920 гг. имели разрушительный характер и нанесли Одессе большой урон. Многие предприятия и четвертая часть домов были разрушены, прекратилась внешняя торговля, значительно уменьшилось население, часть которого оставила город перед приходом к власти большевиков, эмигрировав в зарубежные страны. В 1920 году в Одессе насчитывалось 428 тысяч человек. Большие опустошения принес голод 1921-1922 гг. В 1924 году в городе осталось только 324 тысячи, то есть половина населения довоенного времени. В 1920 году была проведена национализация городской промышленности. Ускоренными темпами велись восстановительные работы. Из руин подымались заводы и фабрики, возрождался Одесский порт, коммунальное хозяйство. Перестраивалась экономика: вместо торговли, отошедшей на второй план, на первое место выдвинулась металлообрабатывающая и машиностроительная промышленность. Было построено более 30 новых крупных предприятий, реконструировано много старых. Накануне Великой Отечественной войны в Одессе насчитывалось около 450 предприятий. В 1940 году одесская промышленность дала продукции в 8 раз больше, чем в 1913. Значительно увеличилось население. Если в 1926 году Одесса насчитывала около 430 тысяч жителей, то по переписи 1939 - более 600 тысяч. По численности населения Одесса заняла третье место в Украине после Киева и Харькова. Работали электростанция, водопровод, предприятия бытового обслуживания. Появились новые больницы, поликлиники, на многих предприятиях открылись медицинские пункты. На курортах Одессы действовало уже 65 санаториев и 23 дома отдыха. Важные изменения произошли в культурной жизни города. В 1925 году начался переход ко всеобщему начальному образованию. Развивались высшее образование и наука. На базе университетских факультетов в 1921-1922 гг. были созданы институты: медицинский, народного хозяйства, народного образования; немного раньше - в 1918 году возникли институты политехнический (ныне технический университет), сельскохозяйственный, мукомольный (ныне технологический пищевой промышленности); в 1928 году - научно-исследовательский институт курор |
*** |
Основные архитектурные достопримечательности:
1. Полуциркульные здания, арх. Мельников (1827-1828) – Приморский бульвар. 2. Воронцовский дворец, арх. Боффо (1827)- Приморский бульвар. 3. Потёмкинская лестница, арх. Боффо (1837-1841)- Приморский бульвар. 4. Старая биржа (горсовет), арх. Боффо (1834)- Думская площадь 1. 5. Музей Морского флота Украины , арх. Торичелли (1841)-Думская площадь. 6. Археологический музей , арх. Гонсиоровский (1883)- Думская площадь. 7. Театр оперы и балета , арх. Гельмер и Фельнер (1887)- вход с ул. Ришельевской. 8. Филармония, арх. Прохаска, строительство под наблюдением арх. Бернардацци (1899)- ул. Бунина, 15. 9. «Пассаж» ,арх . Влодек (1899) –ул. Дерибасовская ,33. 10. Памятник А.Э. Ришелье (1826),скульп. Мартос ,Приморский бульвар. 11. Памятник М.С. Воронцову (1863),скульп. Бруггер, Соборная площадь. 12. Памятник А.С. Пушкину (1888), скульп. Полонская- Приморский бульвар. 13. Гостиница «Лондонская»- Приморский бульвар,11 14. Гостиница «Красная»-ул. Пушкинская ,15. 15. Здание банка –ул. Пушкинская ,10. 16. Здание банка-ул. Пушкинская ,12. 17. Украинский театр-ул. Пастера.17. 18. Успенский кафедральный собор-ул Преображенская,70. И ещё очень много. Гуляйте. Театры. 1.Оперы и балета- пер. Чайковского,5 2.Украинский им. Василько - ул. Пастера,17. 3. Музыкальной комедии - ул. Пантелеймоновская,3. 4.Русский им. Иванова -ул. Греческая,48. 5.Юного зрителя - ул. Греческая, 50. 6.Кукольный-ул Пастера,15. 7. Филармония - ул. Бунина,15. Музеи. 1. Художественный - ул. Софиевская, 5а. 2. Западного и восточного искусства - ул. Пушкинская,9. 3. Морского флота Украины- Думская площадь. 4. Археологический – Думская площадь. 5. Литературный – ул. Ласточкина,2. 6. Историко-краеведческий- ул Гаванная,6. Вокзалы. 1. Железнодорожный «Одесса-Главная» – Привокзальная площадь. 2. Автовокзал –ул. Колонтаевская,53. 3. Морской – ул. Приморская,6. 4. Аэровокзал –ул. Центральный аэропорт. 5. Железнодорожный «Одесса-Восточная»- жилмассив Котовского. Маршруты электротранспорта. Трамвай. 1 . Лузановка – з-д «Центролит». 3. Херсонский сквер- Юго-Западный район. 4. Парк Шевченко- Застава 2. 5. Аркадия –Автовокзал. 6. Пересыпский мост –Лузановка. 7. Пересыпский мост- ул. Паустовского. 8. Лузановка-ул. Паустовского. 10. Тираспольская площадь- ул. Генерала Петрова. 11. Железнодорожный вокзал- Дальние мельницы. 12. Херсонский сквер-станция Товарная. 13. Железнодорожный вокзал- Ульяновка. 14. Железнодорожный вокзал – Генерала Петрова. 15. Тираспольская площадь – Слободка. 16. Куликово поле- 6 ст. Большого Фонтана. 17. Куликово поле - 11 ст. Большого Фонтана. 18. Куликово поле - 16 ст. Большого фонтана. 19. 16 ст. Большого Фонтана - Дача Ковалевского. 20. Херсонский сквер – Хаджибейский лиманю 21. Тираспольская площадь- Застава 2. 26. Железнодорожный вокзал –11 станция Люстдорфской дороги. 27. Люстдорф- Рыбный порт (Переправа). 28. Парк Шевченко- ул. Пастера. 29. 11. Ст. Люстдорфской дороги – Люстдорф. 30. Херсонский сквер- Дальние Мельницы. Троллейбусы. 1. Железнодорожный вокзал – пл. Льва Толстого. 2. Лидерсовский бульвар – ул. Ольгиевская. 3. Лидерсовсий бульвар – Застава 1. 4. Железнодорожный вокзал – Пересыпский мост. 5. Греческая площадь – Аркадия. 6. Пл. Толбухина – улю Архитекторская. 7. Железнодорожный вокзал – ул. Архитекторская (чз проспект Шевченко). 8. Железнодорожный вокзал – Суперфосфатный завод. 9. Греческая площудь – ул 25-й Чапаевской дивизии. 10. Пересыпский мост – ул. 25-й Чапаевской дивизии. 11. Железнодорожный вокзал –ул. Архитекторская (чз ул. Сегедскую). 12. Пл. Толбухина- Застава 1. 13. Ул. 25-й Чапаевской дивизии – Аркадия. 14. Железнодорожный вокзал- Аэропорт. |
Потёмкинская лестница |
Идея соединения устроенного на высоком прибрежном плато бульвара с низким берегом моря сооружением широкой монументальной лестницы принадлежит архитектору А. Мельникову. Он стремился создать парадный подъем из порта в уголок Одессы, блещущий своим архитектурным убранством.
Проект лестницы был составлен Ф. Боффо в 1825 году. Закладка этого сооружения состоялась 1 мая 1834 года, а строительство закончено в 1841 году. Высота лестницы - 27 метров, ширина марша вверху -13,4, внизу, у Приморской улицы-21,6. Благодаря этому различию в ширине верха и низа, лестница очень выигрышно и торжественно выглядит в перспективе. Особенно большое впечатление грандиозности каменного массива создается, если смотреть на лестницу со стороны Приморской улицы. Оно усиливается тем, что в просвете двух полукруглых зданий в самом центре бульвара возвышается памятник дюку де Ришелье. Мартос изваял вельможу не просто "в моменте шествующем": вельможа приветствует гостей и приглашает их зайти в город. Памятник стал олицетворением гостеприимства одесситов. Первоначально лестница состояла из 200 ступеней, разделенных площадками на 10 равных маршей. В процессе строительства порта уровень Приморской улицы был поднят, и лестница уменьшилась на 8 ступеней. С двух сторон лестница ограждена двухметровыми каменными парапетами, спускающимися к морю ритмическими уступами. Сначала ее ступени и площадки были покрыты плитами из зеленовато-серого камня-песчаника, доставленного в Одессу из Триеста. С течением времени камень выветрился и износился. При реконструкции в 1933 году ступени лестницы облицевали розово-серым гранитом, возвратившим ей утраченную нарядность. Лестница составляет одну из наиболее ценных частей архитектурного ансамбля Приморского бульвара. Более того, глубина замысла, вложенного в это сооружение, органическая связь огромного каменного массива с окружающим пейзажем и планировкой, большое мастерство в создании его величественного и строгого облика, - все это делает гигантскую лестницу Одессы одним из лучших памятников архитектуры первой половины XIX века. |
АХ, ОДЕССА |
ОДЕССА ФОТО |
ПРОГОЛОСУЙ ! |
ПРОГОЛОСУЙ ! |